Центральная Избирательная Комиссия КР - важнейший орган при проведении выборов. На нее возлагается неимоверная ответственность, так как от ее работы и действий зависит чрезвычайно многое в политике страны, а значит - в общем развитии нашего государства. Выдержать, и достойно, легитимно, убедительно, и на высоком уровне выдержать такую ответственность должно быть нелегкой задачей.
Нынешний состав ЦИКа, в финишной прямой на подходе к ранним парламентским выборам, ясно показывает насколько это трудно. В очень важных моментах этого необычайно тернистого пути, ЦИК не справляется с этой ответственностью. В результате такой работы, Кыргызстан рискует получить Жогорку Кенеш избранный, по сути, ЦИКом, а не народом Кыргызстана - избирателями. А заверение члена ЦИК, Жолдошевой о том, что "Оценку работе ЦИК будут давать по завершению избирательного процесса граждане Кыргызстана, а не Коалиция", далеко не убедительно. Народ Кыргызстана почти никогда не имел шанса давать оценку ЦИКу, кроме как в марте 2005го. И если заткнуть рот и Коалиции, и ей подобным, то и вовсе не будет никакой оценки от независимых институтов.
Важнейшим шагом ЦИК, предопределяющим расклад голосования заблаговременно, станет их решение о том, как толковать требование о 0.5% барьере для партий. Вместо того, чтобы обратиться, скажем, в Конституционный Суд - который как раз наделен полномочием толковать конституционные законы, и вместо того, чтобы хотя бы просто с умом и логикой прочитать это требование, ЦИК истолковал его наиболее нелогичным, наиболее анти-конституционным, и наиболее искажающим способность избирателей справедливо определить свои предпочтения, образом. Ренат Медетбеков лаконично объяснил это требование с юридической стороны, но даже без юридического образования, которое к сожалению многие члены ЦИК не имеют, вполне можно было бы прочитать этот закон правильно. Требуется исключительная инфантильная фантазия, незнание элементарных положений Конституции, и отсутствие логической основы, чтобы прочитать его так, как прочитал и узаконил ЦИК.
Во-вторых, ЦИК не смог должным образом проследить и обеспечить равные права партий на пиковые часы на КТР. Сегодня, лишь чуть более недели перед выборами, и лишь через суд, партия Ата-Мекен смогла отвоевать свои законом обещанные минуты. А ЦИК лишь констатировал, что мол пытались истребовать от КТР соблюдения закона... Очень плохо пытались, значит. Ведь предоставление равных агитационных возможностей на носителях, за которые платит народ - самое основное и элементарное право всех участников выборного процесса, которое ЦИК призван обеспечить. При промедлении реакции со стороны КТР, ЦИК сам должен был давно подать в суд на КТР.
И в-третьих, "работа" с самими партиями и их членами. Самое недавнее - исключение Эдиля Байсалова из списка СДПК. Вопрос о бюллетенях и вопрос о кандидатстве Байсалова - две разные вещи, и ЦИК ни по какому закону не имел такого права. Он имел право подать на Байсалова в суд - и суду бы оставалось еще решить, повинен ли Байсалов в каком-либо нарушении существующих правил. ЦИК не есть судебный орган, и лишать кандидатства по неписаным правилам он не имеет права. По той же причине того, что ЦИК - не судебный и не законо-толкующий орган, он не имел никакого права вовлекать партию СДПК к ответственности за бюллетени, и тем самым повести мощное негативое освещение этой партии в ходе агитации. Партия и Байсалов сами разберутся, как и кто будет отвечать, и ЦИК в этом деле не имел никаких полномочий. Я надеюсь, что СДПК за ето подаст в суд на ЦИК. Чуть ранее, ЦИК лишил кандидатства одного человека в списке партии Глас Народа, по причине несостояния того человека в членстве партии. Это уже другая ситуация, и к ней - совсем другие веские претензии, но уже по закону. И не станем обсуждать еще более важное дело - недопущение ряда партий к участию в выборах. Эти партии оспаривают такое решение, но ЦИК уже пустил караван дальше.
И наконец, эта пресловутая идея об организации голосования на рынках России. Кому могла прийти такая провинциальная идея - с мобильной урной прохаживаться по рядом российских базаров, или сидеть в контейнере с урной... Из почти 500 тысяч граждан Кыргызстана зарубежом, почти 100% которых в возрасте избирателя, только мизерные доли голосовали в прошлые разы, когда организовали такую возможность. Более того, очень много наших сограждан подверглись преследованию со стороны российских, и казахских, полицмейстеров, которые ловили наших избирателей уходивших от урны, как рыбку на червяка. Слава богу, что отменили такую идею вовремя.
Многие другие инциденты обсуждать - конечно же будет бесконечно. Но в массе своей, действия ЦИК ведут к тому, что предстояшие выборы будут в очень многом выборами со стороны именно этой Комиссии, а голосование народа окажется лишь конечноы модификации. Иначе говоря, ЦИК уже нарисовал важнейшие контуры состава Жогорку Кенеша, и говорит народу "раскрась сам", и при этом подсовывает ему краски. В этом смысле, то что «Центризбирком КР не допустит ... действий, которые могут привести к срыву парламентских выборов или повлиять на их ход," звучит очень правдоподобно. "Оценку доверия политическим организациям дадут только избиратели! Никто - ни НПО, ни государственные органы - не имеет права вмешиваться в этот процесс», говорит та же госпожа Жолдошева. Однако же, НПО - это те же избиратели, самые активные и организованные избиратели. И в отличие от государственных органов, НПО (пока что) не сидят на деньях налогоплательщиков; они не имеют никаких административных ресурсов, и потому, существенно отличаются от них.
Вот так, вот, с Центризбиркомом полным провинциальности, алогичности, незнания своих прав и обязанностей, и тем не менее носящим на себе ношу, кричаще ей непосильную, идем мы выбирать первый в своей истории парламент по партийным спискам. И даже хочется крикнуть, "Где же вы, Сулайман Иманбаев, всеми нами очень недавно нелюбимый?! Помогите тут нам!"
Saturday, December 8, 2007
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment